Информация о деятельности Алтайской краевой общественной организации «Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций»

17-летний опыт становления и развития обновленного детского общест-венного движения в крае показал рост популярности и востребованности дет-ских и молодежных программ, созданных и принятых как на территории края, так и Российской Федерации, а так же потребности общества и государства в специалистах детского движения, работе в формировании социально-положительного образа лидера общественной организации.

Данную работу на территории края ведет Алтайский краевой Союз дет-ских и подростковых организаций, действующий на основе законодательства Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральными законами "Об общественных объединениях", "Об образовании", в соответствии с Конвен-цией ООН о правах ребенка, нормами международного права, Уставом АК СДПО, Уставом СПО-ФДО (свидетельство о субъектстве №027 от 15.05.2000г.).

Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций создан 4 декабря 1990 года и зарегистрирован краевым отделом юстиции 22 июня 1991 года за №64 и перерегистрирован 15 февраля 2005 года является одной из круп-нейших краевых общественных организаций, в настоящее время объединяет 1384 первичных организаций (общее количество детей – 178318) из 76 тер-риторий края. Районные (городские) Советы созданы во всех территориях края.

Цель деятельности Алтайского краевого Союза детских и подростковых организаций - оказание помощи детям и подросткам в решении проблем взрос-ления, взаимоотношений со сверстниками и родителями, помочь каждому под-ростку познавать окружающий мир, улучшать его и вырасти достойным гражда-нином своего Отечества; раскрытие творческого потенциала у детей, овладение ими основами культурного и духовного наследия человечества.

Содержание деятельности Алтайского краевого Союза детских и подростковых организаций:

  • координация и управление деятельностью детских общественных организаций и объединений: первичного и районного (городского) звена в Алтайском крае;
  • реализация краевых, российских, международных программ в рамках Прези-дентской программы "Дети России", "Молодежь России"; создание авторские программ и их реализация в контексте программы "Развитие воспитания в сис-теме образования Алтайского края на 2006-2010г.г."; 
  • подготовка и переподготовка руководителей детских общественных организа-ций в рамках краевой программы "Повышение квалификации педагогических работников" (координаторов детского и подросткового общественного движе-ния, старших вожатых общеобразовательных школ, руководителей первичных детских и подростковых районных, городских организаций, педагогических от-рядов, детского актива; вожатых, воспитателей детских оздоровительных заго-родных лагерей - бойцов педагогического отряда Алтая "Ювента");
  • оказание информационно-методической помощи (информационный банк);
  • организация досуговой деятельности детей и подростков в учебное время;
  • организация отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время с учетом детских площадок и лагерей Российской Федерации, ближнего и даль-него зарубежья;
  • создание и организация деятельности педагогических и волонтерских отрядов;
  • реализация Федеральной программы Всероссийских детских центров "Орле-нок" (Краснодарский край, г. Туапсе), "Океан" (г. Владивосток);
  • организация системы подготовки лидеров через краевую учебу детского акти-ва;
  • международные детско-молодежные программы и экскурсионно-познавательные туры в страны ближнего и дальнего зарубежья в рамках детско-го общественного движения.

В основе работы детских организаций лежит вариативно-программный подход, что предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием, формами, методами работы, учитывающими возрастной подход, интересы и потребности детей.

Приоритетными направлениями работы в первичных детских организа-циях являются:

  • гражданско-патриотическое;
  • нравственно-эстетическое;
  • тимуровское;
  • экологическое;
  • спортивно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое.

Стали популярны такие программы, как: "Детский орден милосердия" -возрождение лучших отечественных традиций, благотворительности, воспита-ние доброты, чуткости, сострадания; "Школа демократической культуры" - формирование гражданственности у подрастающего поколения, повышение де-ловой и общей культуры; "Игра - дело серьезное" - создание игровой основы ор-ганизации; "Мир красотой спасется "- возрождение интеллектуального потен-циала общества, духовно-нравственного развития личности на основе познания искусств, литературы, фольклора, гуманитарно-эстетических проблем совре-менного миропонимания в области культуры и образования; "От культуры и спорта - к здоровому образу жизни" - утверждение в жизни современного обще-ства идей добра, красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков; "Алые паруса" - создание необходимых условий реализации детско-го патриотического, военно-прикладного интереса, его гуманизации; "Экология и дети" - разработка системы деятельности детских экологических объединений; "Свой голос" - разработка теоретических и методических основ включения дет-ской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации; "Лидер".

В большинстве случаев детские общественные организации работают по нескольким программам, т.е. являются многопрофильными организациями.

Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций является организатором краевых массовых мероприятий для детей и подростков, основ-ные из которых следующие:

Краевой сбор актива "Лидер Алтая" (ежегодно, зимние каникулы)

Цель сбора: содействие развитию детского движения в крае и создание единого воспитательно-образовательного взаимодействия на основе научно обоснованной краевой долговременной программы “Детское движение”.

Краевой сбор актива направлен на формирование знаний, умений и навы-ков организаторской деятельности лидера; организацию социального поля дея-тельности и на совершенствование структуры детского самоуправления.

В рамках краевых сборов, в соответствии с программой ежемесячной кур-совой переподготовки, проходят стажировку старшие вожатые, руководители детских организаций, координаторы детского движения

Конкурс "Вожатый года" (ежегодно, март)
В конкурсе принимают участие победители районных (городских) конкур-сов, имеющие авторские программы по детским и подростковым организациям.

Цель конкурса: формирование общественного представления о творчески работающих вожатых, их поощрение, распространение передового опыта.

"Международная летняя детская деревня "Алтай" (ежегодно, июль).

Данная экспериментальная программа отмечена Грантом и стала Лауреа-том Российского конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в летний период.

Основные цели и задачи данного проекта:

  • создание условий для самовыражения и развития личности каждого ребенка;
  • формирование навыков культуры межнационального общения, взаимопонима-ния и дружбы;
  • отработка прогрессивных методик обучения иностранным языкам;
  • совершенствование работы органов детского самоуправления, расширение географии детского движения на Алтае;
  • социальное становление школьников через систему занятий в творческих лабо-раториях;
  • повышение уровня правовых и экономических знаний, умений, навыков;
  • создание условий реализации гражданско-патриотического, военно-прикладного воспитания, его гуманизация.

В данной программе принимают участие дети и подростки с территорий края, Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, которые совершенствуют навыки в своих областях деятельности, а также через занятия в '' Школе добра '' (более 40 направлений деятельности), общие и отрядные дела получают дополнительные знания. Уровень навыков и знаний гарантирован конкурсным набором педагогических кадров (граждане России, США, Герма-нии, Англии, Франции и др. зарубежных стран) и их предварительной подго-товкой.

В течение последних пяти лет по инициативе Алтайского краевого Союза детских и подростковых организаций в крае формировался институт координа-торов детского и подросткового общественного движения. Согласно офици-альным статданным, координаторы существуют в 74 территориях края и выпол-няют следующий функционал: создают условия для развития и деятельности детских организаций; оказывают методическую помощь в составлении программ деятельности детских организаций, порядке их регистрации; организуют эффективное взаимодействие с государственными, общественными и другими учреждениями; участвуют в подборе кадров старших вожатых и руководителей детских организаций, обеспечивают их профессиональный рост; анализируют статистические данные о детском движение в районе (городе) и передают их в вышестоящие районные (городские), краевые учреждения и организации; осуществляют разработку положений районных (городских) мероприятий, инструктивных, рекомендательных и методических документов по вопросам своей деятельности; организуют, планируют и координируют работу районного (городского) совета вожатых и детского актива; освещают работу детских организаций в средствах массовой информации; систематически повышают свою профессиональную деятельность

Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций, имея ли-цензию на образовательные услуги, уделяет большое внимание подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с детскими организациями.

В программу ежемесячной курсовой переподготовки для старших вожа-тых, координаторов и руководителей детского и подросткового общественного движения включены следующие разделы:

  • Активизация и повышение роли детских и подростковых общественных фор-мирований разных уровней в системе воспитания и образования. Перспективы развития.
  • Психолого-педагогические основы деятельности вожатого, координатора, ру-ководителя детской и подростковой общественной организации.
  • Художественно-эстетическое воспитание в детской и подростковой общест-венной организации.
  • Нормативно-правовое воспитание в детской и подростковой общественной ор-ганизации

В рамках данных разделов рассматриваются вопросы: планирование рабо-ты детского коллектива; содержание, формы и методы работы по общероссий-ским и региональным программам деятельности детских и подростковых орга-низаций; технология подготовки и проведения деловых игр, КТД, массовых дел в детском коллективе; символы и ритуалы детских организаций на современном этапе; органы ученического самоуправления, учеба актива и т.д. Отдельным блоком стоит вопрос организации летнего отдыха детей и подростков.

С целью повышения квалификации и овладения инновационными фор-мами и методами работы с детскими организациями Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций направляет ежемесячно методистов, ди-ректоров Центров дополнительного образования, специалистов комитетов по образованию, директоров и заместителей директоров школ, вожатых на семина-ры-практикумы в ВДЦ "Океан", "Орленок", согласно творческой программы смены

Краевой круглогодичный педагогический отряд “Ювента”.

Набор в педагогический отряд проводится ежегодно на конкурсной осно-ве в феврале месяце. Втечение 4-х месяцев осуществляется учеба по подготовке к работе в летний период "Теоретические и методические основы работы вожа-того в детском оздоровительном лагере", предусматривающая 150 часов. 

Основные направления программы:

  • выявление склонностей и способностей студентов к педагогической деятель-ности;
  • мониторинг потребностей оздоровительных лагерей в оказании студентами социальных услуг;
  • организация подготовки студентов по следующим направлениям: правовое, психологическое, педагогическое, валеологическое, обеспечение безопасности жизнедеятельности, физкультурно-оздоровительное, историко-патриотическое, краеведческое, литературно-музыкальное, экологическое, дизайн, менеджмент, разработка моделей деятельности студентов в течение учебного года в учреж-дениях по работе с детьми и подростками, в детских организациях;
  • организация итоговой аттестации студентов.

Реализация краевого круглогодичного педагогического отряда предпола-гает работу лучших студентов в лагерях Алтайского края, Новосибирской, Том-ской, Кемеровской областях, Краснодарского края, Всероссийских детских цен-трах «Океан» и «Орлёнок», а так же в летних лагерях США (по линии двухсто-ронних обменов).

На протяжении 17 лет Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций по поручению краевой администрации и по согласованию с коми-тетом администрации края по образованию выполняет государственный заказ по формированию и направлению детских групп (лучших представителей детских и подростковых общественных организаций, победителей конкур-сов, фестивалей, олимпиад, соревнований) во Всероссийские детские центры "Орленок", "Океан".

Сегодня Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций - одна из крупнейших краевых общественных организаций, выполняющая госу-дарственный социальный заказ на развитие и становление детского и подрост-кового общественного движения на Алтае, которое способствует развитию ини-циативы, творческих способностей, лидерских и организаторских качеств лич-ности на основе общечеловеческих ценностей: Отечество, человек, земля, мир, культура, труд, милосердие, добро, справедливость, семья, знания.

Сравнительный анализ статистических данных по детским и подростко-вым организациям Алтайского края с 2005 по 2007 гг. позволяет сделать важный вывод: системная работа Алтайского краевого Союза детских и подростковых организаций способствует качественному росту детских организаций, районных (городских) организаций, и как следствие этого, увеличилось и количество ру-ководителей детских организаций (старших вожатых).

Алтайским краевым Союзом детских и подростковых организаций на ближайшее время определены следующие приоритетные направления:

  • содействие партнерству между государственными и общественными ин-ститутами, действующими в интересах детей;
  • развитие сотрудничества (подготовка и реализация совместных проек-тов и программ, организация обменов детскими делегациями из различных тер-риторий Российской Федерации, организация на международном уровне встреч лидеров для диалога сверстников);
  • непрерывный диалог лидеров детских общественных объединений и ор-ганизаций по актуальным темам с целью содействия взаимодействию детских общественных объединений;
  • организация тренингов для детей-лидеров;
  • взаимное информирование (использование в практике детских общест-венных объединений информационных и коммуникативных технологий);
  • проведение открытых мероприятий, направленных против тенденций ксенофобии в обществе и содействующих развитию терпимости и взаимопонимания.